Эмблема Компании GrandKolesa

Торможение

Непредвиденные ситуации на дороге с применением резкого торможения автомобиля, когда происходит блокирование колес, может привести к непредвиденным и нежелательным обстоятельствам. Для того чтобы досконально понять ситуацию, давайте разберемся детальнее, что же происходит во время торможения и какие факторы влияют на весь процесс.

Длина тормозного пути включает в себя несколько факторов:

  • Человеческий фактор – степень и время реакции водителя на возникновение препятствия на дороге, от которых зависит начальная точка торможения автомобиля.
  • Состояние тормозной системы автотранспорта, его технические характеристики и степень исправности.
  • Скорость движения и погодные условия.
  • Характеристики и состояние дорожного покрытия.
  • Изношенность протектора, соответствие типа шин сезонным требованиям, рабочее давление в них.

Весь процесс торможения включает в себя несколько составляющих:

  • время реакции;
  • наступление эффекта торможения;
  • торможение транспортного средства;
  • фатальный фактор.

1. Время реакции. Во время движения автомобиля рецепторы головного мозга водителя постоянно анализируют и контролируют ситуацию на дороге, побуждая мышцы тела на различные действия. При резком появлении на дроге препятствия, человеку требуется некоторое количество времени для оценки ситуации и принятия решения. Во время этого процесса человеческий мозг посылает импульсы к мышцам, которые выполняют команду «нажать педаль тормоза». Все это происходит за доли секунды (от 0,3 до 0,5), у людей с плохой реакцией этот показатель может достигать 1,8 секунды. По-научному, это называется физико-психологические рефлексы, а в нашем случае – «время реакции». На показатель времени реакции влияют много составляющих: опыт водителя, его возраст, психоэмоциональное состояние, наличие побочных эффектов от принятых лекарственных средств, и самое страшное – состояние алкогольного опьянения.

2. Эффект торможения. Пройдя этап «реакции», далее рассмотрим принцип механического воздействия на педаль тормоза. При нажатии на тормозную педаль происходит передача рабочего импульса на тормозной механизм, который приводит в действие тормозные колодки и начинается процесс замедления движения автомобиля. В соответствии с европейскими нормами ЕС 71/320/EWG, временной показатель от момента воздействия на педаль тормоза до момента наступления эффекта торможения не должен быть выше отметки в 0,36 сек. Учитывая человеческий фактор, к этому показателю можно смело добавить минимум 1 секунду, затрачиваемую на чувство страха. Из выше сказанного можно сделать вывод, что в показатель тормозного пути входит расстояние, в течение которого автомобиль движется с установленной скоростью за время реакции водителя и времени приведения тормозной системы в действие. Все вместе это называется - «путь реакции».

3. Торможение транспортного средства и фатальный фактор. Непосредственно тормозной путь начинается от момента включения в действие тормозной системы (воздействия колодки на колесо). Суммирование показателей «путь реакции» и «тормозной путь» дает такое понятие, как «путь остановки». На «путь остановки» немаловажное воздействие оказывают состояние дорожного покрытия (сухое или мокрое) и скоростной режим автомобиля до момента торможения. Чем выше скорость, тем больше тормозной путь и соответственно опаснее последствия. Именно последствия резкого торможения и являются фатальным фактором, указанным ранее. И не забывайте, что если показатель реакции человека практически неизменен, то показатель скоростного режима можно легко контролировать. Старайтесь придерживаться нормальных скоростных режимов, и тогда вам удастся избежать фатального фактора на дороге!